Сегодня в Фейсбуке нашла вырезку из книги Марианны Франке-Грикш "Ты с нами". Ниже привожу ее полностью. Лично я считаю, что такие инструкции должны получать молодожены при вступлении в брак, в этом же ключе должны вестись родительские собрания в детсаду и школе, об этом должны говорить социальные работники и преподаватели в вузах. А каково Ваше мнение по этому поводу? Читайте статью и не забывайте оставить комментарии.
КУЛЬТУРА
РАССТАВАНИЯ
(Из книги Марианны Франке-Грикш «Ты с нами»)
В классах, которые я вела, постоянно росло число детей, чьи родители не жили
вместе или были в разводе. Я видела, что некоторые ребята изо всех сил
старались скрыть эту ситуацию. По моему ощущению, боль от того, что отец не
живет больше в семье, невероятно возрастала из-за социального клейма «неполной»
семьи. Из лояльности к родителям дети не говорили об этом, и таким образом этот
разрыв еще раз воспроизводился в прекращении коммуникации между родительским
домом и школой и, соответственно, между этими ребятами и их друзьями.
Так как я сама долгое время жила отдельно от мужа и позже была в разводе, я
много размышляла о культуре расставания. Как в этой ситуации сделать для
ребенка все, что можно?
Стремясь «оформить» порой очень тяжелую ситуацию расставания так, чтобы она была
выносимой и для детей, и для родителей, я исходила из следующих базовых идей,
которые в каждом классе обсуждала с детьми и родителями. Некоторым мамам я даже
давала эти идеи с собой в виде «протокола»:
1. Семья всегда остается целой. Она не распадается даже в том случае, если
между родителями прекращаются любовные отношения. Родители всегда остаются
родителями и сознательно или бессознательно на всю жизнь сохраняют между собой
родительские отношения, внутри которых вы надежно защищены. Вы можете представлять
себе это именно таким образом, вне зависимости от того, наладили родители
отношения между собой или нет. Это действительно так, и для вас это хорошо.
2. Каждый ребенок имеет право любить и отца, и мать и бывать у обоих, чтобы
учиться у каждого из них. Пока дети маленькие, что для них хорошо, решают
родители.
3. Конфликт между родителями вас не касается. Если кто-то из родителей просит
тебя вмешаться или что-то уладить, иногда ты будешь помогать. Например, уже
тем, что не скажешь маме, что своего отца ты тоже любишь, или скажешь, что тебе
кажется, что ты любишь только маму.
Когда ты станешь старше, ты лучше почувствуешь, как хорошо для тебя оставаться
ребенком обоих родителей и быть уверенным, что они сами, без твоей поддержки
перенесут разрыв. Это — самое трудное. Иногда это удается детям только тогда,
когда они становятся взрослыми.
Этот текст заставлял мам задуматься. Они очень хотели, чтобы их дети
чувствовали себя свободными. Я дала им такой совет: «Ваш ребенок будет
чувствовать себя свободным, если как-нибудь за столом вы скажете ему: «Когда я
вижу тебя таким здоровым, я вспоминаю о твоем отце, тогда в тебе я по-прежнему
его люблю», и можете не добавлять наверняка справедливых слов «...даже если он
причинил мне боль».
Я предлагала им подумать о том, что даже если «официально» дети на их стороне,
в душе они всегда будут поддерживать другого родителя, пьющего, поступившего
подло, может быть, даже сидящего в тюрьме. Поэтому они часто становятся
похожими на более слабого. Ребенок, который имеет право любить обоих родителей,
действительно свободен в своем развитии.
|